Хорошо известно, что мы реагируем не на события как таковые, а на то, как мы их интерпретируем.

Мы видим события, людей и факты не объективно и беспристрастно, а сквозь некоторые фильтры, которые значительно искажают реальность для каждого из нас. Эту предвзятость, избирательность и произвольную окраску восприятия в психологии обозначают термином «установка».
Видеть желаемое вместо действительного, воспринимать реальность в ореоле ожиданий – удивительное человеческое свойство.
В очень многих ситуациях, когда мы абсолютно уверены, что поступили правильно, оценили ситуацию вполне здраво, при зрелом рассуждении и пристальном рассмотрении оказывается, что сработала наша определенная установка. Здесь речь идет о ситуации, когда установка может сработать ошибочно и вследствие этого быть не адекватной реальным обстоятельствам.
В таких ситуациях мы становимся заложниками своих установок.

Ниже представлен перечень самых распространенных ошибок, которые люди допускают в своем мышлении
( по материалам книги «Когнитивная терапия» Джудит Бэк).

1. Дихотомическое мышление (также называемое чёрно-белым мышлением). Мир видится в чёрно-белых тонах, без цвета и полутонов. Человек мыслит категориями “всё” или “ничего”. Имеется устойчивое представление о том, что существуют только две категории для оценки событий, людей, поступков.
Пример: «Если я не добьюсь успеха во всем, то я неудачник».
2. Катастрофизация или негативные предсказания: предсказание событий будущего исключительно негативно, без учета других, более вероятных исходов. Это своеобразное “раздувание из мухи слона”. Происходит преувеличение негативного события до тех пор, пока оно не вырастает в сознании человека до размеров катастрофы.
Пример: «Я так расстроюсь, что не смогу вообще ничего делать».
3. Обесценивание позитивного: успехам, позитивному опыту и поступкам не придается значения.
Пример: «Действительно, мне удалось выполнить эту работу, но это вовсе не означает, что я способный, мне просто повезло».
4. Эмоциональное обоснование: убеждение, что нечто должно быть правдой только потому, что вы «чувствуете» (по сути, верите) в это настолько сильно, что игнорируете или обесцениваете доказательства обратного.
Пример: «Я знаю, что мне многое удается на работе, но я по прежнему чувствую себя неудачником».
5. Навешивание ярлыков: наделение безусловными, глобальными характеристиками себя или окружающих, без учета того, что доказательства могут с большей вероятностью привести к менее негативным выводам.
Пример: «Я неудачник», «Он зануда».
6. Магнификация/минимизация: оценивание себя, окружающих или ситуации с преувеличением негативного и/или приуменьшением позитивного.
Пример: «Средняя оценка говорит о том, что я не способный. Оценка «отлично» не говорит о том, что я умный».
7. Мысленный фильтр или избирательное абстрагирование: безосновательный учет только поражений, неудач, лишений вместо полной картины всех событий.
Пример: «Один плохой результат по тесту (наряду с несколькими хорошими) свидетельствует о том, что я лентяй, который не мог как следует подготовиться».
8. «Чтение мыслей»: уверенность человека в том, что он знает мысли окружающих и отказ принимать во внимание другие, более вероятные возможности.
Пример: «Он думает, что я ничего не смыслю в этой работе».
9. Сверхгенерализация: формулирование негативных обобщающих мыслей, выходящих далеко за пределы текущей ситуации.
Пример: «Поскольку я чувствовал себя не в своей тарелке на встрече, я не умею общаться с людьми».
10. Персонализация: представление о себе как о причине негативного поведения других людей без учета более вероятных объяснений их поведения. Уверенность человека в том, что его ошибки и просчеты находятся в центре внимания окружающих.
Пример: «Мастер по ремонту нагрубил мне, потому что я сделала что-то не так».
11. Долженствование (мышление в стиле «я должен»): наличие четкой непреложной идеи о том, как должны вести себя другие люди или каким должно быть собственное поведение. Если ожидания не оправдываются, человек воспринимает это как неудачу.
Пример: «Ужасно, что я ошибся. Я должен во всем добиваться успеха».
12. Туннельное мышление: акцент на негативных аспектах ситуации.
Пример: «Учитель моего сына ничего не может сделать правильно. Он постоянно критикует, не чувствует детей, и вообще не состоялся как педагог».

 

 

 

 

Добавить комментарий

Для отправки комментария вы должны авторизоваться.